понедельник, 24 февраля 2014 г.

Сказки


 


Консультация:


Ян САЯХОВ. Традиции в сказках моего народа.

Все люди любят сказки! Мамы и папы рассказывают их своим детям, бабушки и дедушки - внукам. С помощью сказки «маленький человек» входит во взрослый мир, учится добру и любви, милосердию и дружбе, смелости и ответственности. Сказки передаются из поколения в поколение. Рассказывали их простые трудовые люди: пастухи, стерегущие стада, рыбаки, занятые починкой своих сетей; няньки, окруженные детьми, бывалые люди - солдаты, охотники, моряки... Одни сказки родились в деревнях, на просторах широких полей и густых лесов, другие - в солнечных горных селениях Кавказа, третьи - под низким, хмурым северным небом, в тайге и тундре, на берегах Ледовитого океана. Чудесный, необычайный мир раскрывается в народных сказках.
Многим нравится волшебство сказок, чудесные превращения, другие любят сказки за то, что в них всегда добро побеждает зло, третьи могут представить себя сильными и смелыми, как герои сказок. И везде эти удивительные помощники героев! Скатерть-самобранка, волшебный горшочек могут накормить и одного человека и весь мир! Сапоги-скороходы и ковер-самолет перенесут тебя в любое царство - тридевятое государство! Меч-кладенец может избавить добрых людей от любого зла.
Я тоже очень люблю сказки! Из них я узнаю, как жили мои предки, какие у них были обычаи и традиции, во что они верили, как справлялись с трудностями.
Передо мной стоит задача - рассказать о традициях в сказках моего народа. И тут же возникает вопрос: кто же мой народ?
Хочу начать с русских сказок, которые в детстве мне рассказывала моя мама. В них народ рассказывает о том, к чему он стремился, о чем думал, о чем мечтал, о своих традициях.
Русский народ всегда верил в Бога. Эта вера помогала родителям расставаться со своими детьми, провожать их в трудный путь. Детей благословляли, чтобы Бог уберег их от несчастий. И дети не могли покинуть родительский дом без родительского благословения. Этот прекрасный обычай помогал им преодолевать трудности. В сказке «Три царства - медное, золотое, серебряное» рассказывается о том, как «жил-был царь по имени Горох с царицею Анастасьей Прекрасною; у них было три сына - царевича. Стряслась беда немалая - утащил царицу нечистый дух. Говорит царю больший сын: «Батюшка, благослови меня, поеду отыскивать матушку». Или: «Ну, братцы, - говорит Иван-Царевич, - благословите меня вместо отца, вместо матери. Опущусь я в эту яму и узнаю, какова земля иноверная, не там ли наша матушка». Этот ритуал помогает Ивану-Царевичу, придает ему веру в себя, делает неуязвимым. И моя мама, когда провожает меня, всегда благословляет.
Добрым знаком является благословение родителей для молодых, создающих семью. В «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкина царь Гвидон, умоляя свою мать разрешить ему жениться на Царевне-лебеди, говорит: «Просим оба разрешенья, / Твоего благословенья: / Ты детей благослови / Жить в совете и любви». И дальше: «Над главою их покорной / Мать иконой чудотворной / Слезы льет и говорит: «Бог вас, дети, наградит». «Коли люб ты дочери, я ее не унимаю - пусть с богом идет!» - говорит отец жениху, который пришел свататься.
В обычае русских людей - посещать по воскресеньям церковь. Например, в сказке «Перышко Финиста Ясна Сокола» отец с дочерями собирается к заутрене - утреннему богослужению в церкви.
Вера в Бога помогает героям сказок преодолевать трудности, смотреть в будущее с верой и надеждой. В сказке «Вещий сон» названный брат советует опечаленному Ивану-Царевичу: «Молись-ка Богу да ложись спать; утро вечера мудренее, завтра дело рассудим».
Русские почитают родителей, уважают их память. В сказке «Сивка-Бурка» только младший брат Иван-дурак выполнил наказ отца ходить к нему на могилу, и за это был награжден счастьем и богатством.
Все знают, что русский народ очень гостеприимный, славится хлебосольством. Стрелец - главный герой сказки «Жар-птица и Василиса-Царевна» - говорит: «Здравствуй, Василиса-царевна! Милости просим хлеба-соли откушать».
Гостеприимство надо уважать и откликаться на него. В сказке «Гуси-лебеди» девочка, только отведав пирожка из печки, съев киселя из молочной реки и золотое яблоко дикой яблони, получила от них помощь в спасении брата.
В русских сказках встречаются традиции, связанные со свадебными обрядами. Например, испытание жениха загадками перед сватовством в сказке «Вещий сон»:
«- А скажи, царевич, по правде, зачем к нам пожаловал?
- Да хочу, Елена Прекрасная, за тебя посвататься; пойдешь ли за меня замуж?
- Пожалуй, я согласна; только выполни наперед три задачи. Если выполнишь - буду твоя, нет - готовь свою голову под острый топор».
Испытание невесткам: испечь пирог, соткать ковер, самим приехать во дворец во всей красе. Это особенно хорошо описано в сказке «Царевна-лягушка».
Замечательно описываются русские традиции и обычаи в сказках русских писателей и поэтов. Например, царевна из сказки А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», войдя в терем богатыря, сначала «засветила Богу свечку, затопила жарко печку, на полати взобралась и тихонько улеглась...». Царевна не испугалась незнакомого дома и богатырей, потому что в красном углу увидела святые иконы. А верующие люди не способны совершить зло.
Обычай одаривать хлебом странников, нищих также отображен в этой сказке. Царевна выносит хлеб нищей чернице, чем выказывает свою доброту и милосердие, которое является одним из самых драгоценных качеств русской души.
Но не только в русских сказках интересно рассказывается о народе и его обычаях.
 Прочитав много сказок, русских, татарских, башкирских, я понял, что в них отражена жизнь народа, его национальные особенности, традиции. Но в то же время сказки разных народов очень похожи. Наверное, потому, что люди независимо от национальности стремятся к добру, милосердию, любви. Когда я писал свое эссе, я понял, что мой народ - это и русские, и татары, и башкиры. Мой народ - это все человечество.

Комментариев нет:

Отправить комментарий