среда, 5 апреля 2017 г.

В неизменямых словах нет окончания ( окончание- это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении).

Метро, кино, кенгуру, пенсне, кафе, пальто, пианино, шоссе, шимпанзе, жюри, такси, меню,видео, кофе, радио, пюре, манго.

Нулевое окончание- это окончание. При изменении слова буква появляется.

Стол- столы, на столе...

Как узнать строение слова?
1. Из­ме­ни слово по чис­лам или по ко­ман­де од­но­го-двух во­про­сов, вы­де­ли из­ме­ня­е­мую часть – окон­ча­ние.
От­меть ос­но­ву слова (это часть слова без окон­ча­ния).
2. Объ­яс­ни зна­че­ние слова с по­мо­щью сло­ва-род­ствен­ни­ка, под­бе­ри ещё од­но-два од­но­ко­рен­ных, вы­де­ли их общую часть – ко­рень.
3. Опре­де­ли и укажи часть слова перед кор­нем – при­став­ку, по­ста­рай­ся объ­яс­нить её ра­бо­ту.
4. Опре­де­ли и укажи часть слова после корня перед окон­ча­ни­ем – суф­фикс, по­ду­май о его ра­бо­те.
5. Про­верь, все ли части слова вы­де­ле­ны.

Узнаём строение слова:

Ука­жем со­став имени су­ще­стви­тель­но­го под­став­ка.
1. Из­ме­ню слово по чис­лам: под­ставки – под­ставка (из­ме­ни­лось -а, это окон­ча­ние). Ос­но­ва под­ставк-
2. Объ­яс­ню зна­че­ние слова: под­став­ка – под­став­ля­ют, ста­вят под что-то; под­ста­вить. Ко­рень –став.
3. под – при­став­ка
4. -к- – суф­фикс (на­зы­ва­ет су­ще­стви­тель­ное со зна­че­ни­ем дей­ствия) (см. Рис. 1).

Рис. 1. Об­ра­зец
Раз­бе­рём по со­ста­ву имя при­ла­га­тель­ное ра­дост­ный.
1. ра­достныйра­достная, ра­достные (из­ме­ни­лось -ый, это окон­ча­ние)
Ос­но­ва ра­достн-.
2. ра­дост­ный – пол­ный ра­до­сти, ра­ду­юсь, рад
Ко­рень -рад-.
3. суф­фик­сы -ост-, -н- (см. Рис. 2)

Рис. 2. Об­ра­зец
Ука­жем со­став гла­го­ла по­ду­ма­ем.
1. по­ду­маем – по­ду­маю (из­ме­ни­лось -ем, это окон­ча­ние)
Ос­но­ва по­ду­ма-.
2. од­но­ко­рен­ные слова – дума, раз­ду­мье, ду­мать
Ко­рень дум-.
3. при­став­ка по-
4. суф­фикс -а- (см. Рис. 3)

Рис. 3. Об­ра­зец

Составляем и записываем слова по схемам:

Со­ставь­те и за­пи­ши­те слова по схе­мам с кор­нем -мор-.
Вам по­мо­гут при­став­ка при-, суф­фикс -ск-.
 
 Море, мор­ской, при­мор­ский, при­мо­рье.
Об­ра­ти­те вни­ма­ние!
  1. Ос­но­ва может со­сто­ять толь­ко из корня: мор-е.
  2. В ос­но­ву может вхо­дить, кроме корня, суф­фикс: мор-ск-ой.
  3. В ос­но­ву могут вхо­дить, кроме корня, при­став­ка и суф­фикс: при-мор-ск-ий.
  4. В ос­но­ву может вхо­дить, кроме корня, при­став­ка: при-морь-е.

Среди пар слов ищем слово с таким же строением:

Раз­бе­рём слово по со­ста­ву. Затем среди пар слов най­дём слово с таким же стро­е­ни­ем.
1. са­ха­рок – ли­сток, мешок      
Раз­бе­рём слова по со­ста­ву.
Окон­ча­ние ну­ле­вое, из­ме­ним слова: нет са­харка, листка, мешка, по­яви­лось окон­ча­ние -а.
Ос­но­ва са­ха­рок-, ли­сток-, ме­шок-.
Са­ха­рок – ма­лень­кий сахар, ко­рень -са­хар-, ли­сток – ма­лень­кий лист, ко­рень -лист-, мешок – ко­рень -ме­шок-.
Суф­фикс -ок- у слов са­ха­рок, ли­сток (см. Рис. 4).

Рис. 4. Об­ра­зец
2. мест­ный – крас­ный, ли­мон­ный
Раз­бе­рём слова по со­ста­ву.
Окон­ча­ние -ый, из­ме­ним слова: местная, красная, ли­монная, из­ме­ни­лось -ый.
Ос­но­ва местн-, красн-, ли­монн-.
Мест­ный – от­но­ся­щий­ся к опре­де­лён­но­му месту, ко­рень -мест-, крас­ный – крас­но­та, крас­неть, ко­рень -красн-, ли­мон­ная – име­ю­щая от­но­ше­ние к ли­мо­ну, ко­рень -ли­мон-.
Суф­фикс -н- у слов мест­ный, ли­мон­ный (см. Рис. 5).

Рис. 5. Об­ра­зец
3. под­оде­яль­ник – по­до­рож­ник, под­ста­кан­ник
Раз­бе­рём слова по со­ста­ву.
Окон­ча­ние ну­ле­вое, из­ме­ним слова: под­оде­яль­ники, по­до­рож­ники, под­ста­кан­ники, по­яви­лось окон­ча­ние -и.
Ос­но­ва­под­оде­яль­ник-, по­до­рож­ник-, под­ста­кан­ник-.
Под­оде­яль­ник – спе­ци­аль­ный чехол, на­де­ва­е­мый на оде­я­ло, ко­рень -оде­ял-. По­до­рож­ник – лу­го­вая трава, обыч­но рас­ту­щая у до­ро­ги, ко­рень -до­рог-. Под­ста­кан­ник – под­став­ка с руч­кой, в ко­то­рую встав­ля­ет­ся ста­кан, ко­рень -ста­кан-.
При­став­ка под- у слов под­оде­яль­ник и под­ста­кан­ник, при­став­ка по- у слова по­до­рож­ник.
Суф­фикс -ник- у всех слов (см. Рис. 6).
Образец
Рис. 6. Об­ра­зец
4. бе­рё­зонь­ки – огонь­ки, гла­зонь­ки
Раз­бе­рём слова по со­ста­ву.
Окон­ча­ние -и, из­ме­ним слова: бе­рё­зонькам, огонькам, гла­зонькам, из­ме­ни­лось -и.
Ос­но­ва бе­рё­зоньк-, огоньк-, гла­зоньк-.
Бе­рё­зонь­ки – лас­ко­во на­зы­ва­ют бе­рё­зы, ко­рень -бе­рёз-. Огонь­ки – ма­лень­кие огни, ко­рень -огонь -, -огн-, в корне есть бег­лый глас­ный. Гла­зонь­ки – лас­ко­во на­зы­ва­ют глаза, ко­рень -глаз-.
Суф­фикс -оньк- у слов бе­рё­зонь­ки, гла­зонь­ки, у слова огонь­ки суф­фикс -к (см. Рис. 7).
Образец
Рис. 7. Об­ра­зец

Находим каждой схеме подходящее слово

Под каж­дой схе­мой под­пи­шем под­хо­дя­щее слово.
Рука, ручка, руч­ной, по­руч­ни, без­ру­кий.
          
Это од­но­ко­рен­ные слова, оди­на­ко­вая часть -рук-, -руч-, в корне есть че­ре­до­ва­ние со­глас­ных к-ч.
Рука – окон­ча­ние -а, из­ме­ним слово по чис­лам: рука – руки, из­ме­ни­лось -а. 2 схема.
Ручка – окон­ча­ние -а, из­ме­ним слово по чис­лам: ручка – ручки, суф­фикс -к. 1 схема.
Руч­ной – окон­ча­ние -ой, из­ме­ним слово: руч­ная, руч­ные, суф­фикс -н-. 1 схема.
По­руч­ни – окон­ча­ние -и, из­ме­ним слово: по­руч­ням, при­став­ка -по, суф­фикс -н-. 4 схема.
Без­ру­кий – окон­ча­ние -ий, из­ме­ним слово: без­ру­кая, при­став­ка -без. 3 схема (см. Рис. 8).
 

Рис. 8. Об­ра­зец

Что нужно учитывать, чтобы не делать ошибок в разборе слова по составу?

По­смот­ри­те на слова.
На пер­вый взгляд в них есть оди­на­ко­вые части.
Чтобы не де­лать оши­бок в раз­бо­ре слова по со­ста­ву, нужно учи­ты­вать зна­че­ние слова и зна­че­ние части слова.
Мячик – лёт­чик
Окон­ча­ние ну­ле­вое, ос­но­ва лёт­чик-, мя­чик-.
В су­ще­стви­тель­ном мячик вы­де­ля­ем суф­фикс -ик-, ко­то­рый при­да­ёт слову зна­че­ние «ма­лень­кий» (мячик – это ма­лень­кий мяч).
А су­ще­стви­тель­ное лёт­чик не имеет зна­че­ния «ма­лень­кий». В этом слове дру­гой суф­фикс -чик-. Су­ще­стви­тель­ное обо­зна­ча­ет про­фес­сию че­ло­ве­ка. Такое зна­че­ние при­да­ёт суф­фикс -чик- (см. Рис. 9).

Рис. 9. Об­ра­зец
Дру­жок – урок
Окон­ча­ние ну­ле­вое, ос­но­ва дру­жок-, урок-.
В су­ще­стви­тель­ном дру­жок вы­де­ля­ем суф­фикс -ок-, ко­то­рый имеет умень­ши­тель­но-лас­ка­тель­ное зна­че­ние (друг – дру­жок).
А су­ще­стви­тель­ное урок не имеет та­ко­го зна­че­ния, по­то­му что в нём нет та­ко­го суф­фик­са. Ко­рень -урок- (род­ствен­ное слово уроч­ный) (см. Рис. 10).

Рис. 10. Об­ра­зец
По­бе­гу – по­бе­да
По­бе­гу – окон­ча­ние -у, из­ме­ним слово: по­бе­гут. Ос­но­ва по­бег-.
По­бе­да – окон­ча­ние -а, из­ме­ним слово: по­бе­ды. Ос­но­ва по­бед-.
В гла­го­ле по­бе­гу при­став­ка по- ука­зы­ва­ет на на­ча­ло дви­же­ния. Ко­рень -бег-.
В су­ще­стви­тель­ном по­бе­да нет такой при­став­ки, ко­рень -по­бед- (од­но­ко­рен­ные слова: по­бе­дить, по­бе­ди­тель) (см. Рис. 11).

Рис. 11. Об­ра­зец
Сде­лаю – смешу
Сделаю – сделаем, окон­ча­ние -ю. Ос­но­ва сде­ла-.
Од­но­ко­рен­ные слова: дело, по­дел­ка. Ко­рень -дел-, при­став­ка с-, суф­фикс -а-.
Смешу – смешим, окон­ча­ние -у. Ос­но­ва смеш-.
Смешу – вы­зы­ваю смех, ко­рень -смеш-, -смех-, в корне есть че­ре­до­ва­ние со­глас­ных х//ш (см. Рис. 12).

Рис. 12. Об­ра­зец
Ли­сти­ки – ла­сти­ки
Ли­стики – ли­стика, окон­ча­ние -и. Ос­но­ва ли­стик-.
Ли­сти­ки – это ма­лень­кие листы. Ко­рень -лист-, суф­фикс -ик-.
Ла­стики – ла­стикам, окон­ча­ние -и. Ос­но­ва ла­стик-.
В этом су­ще­стви­тель­ном нет суф­фик­са -ик-, ко­рень -ла­стик- (од­но­ко­рен­ное слово ла­сти­ко­вый) (см. Рис. 13).

Рис. 13. Об­ра­зец
Ухожу – ухо
Ухожу – уходим, окон­ча­ние -у. Ос­но­ва ухож-.
Ухо – уха, окон­ча­ние -о, ос­но­ва ух-.
В гла­го­ле ухожу вы­де­ля­ем при­став­ку у-, ко­то­рая имеет зна­че­ние «уда­лять­ся». Ко­рень -хож- (род­ствен­ные слова: ход, ходь­ба, че­ре­до­ва­ние д//ж в корне).
В су­ще­стви­тель­ном ухо нет при­став­ки у-. Од­но­ко­рен­ные слова: уша­стый, ушки, ко­рень -ух-, -уш-, че­ре­до­ва­ние х//ш (см. Рис. 14).

Рис. 14. Об­ра­зец

Удвоенные согласные на стыке приставки и корня:

По­про­буй­те са­мо­сто­я­тель­но разо­брать слова по со­ста­ву: касса, рас­са­да, рас­соль­ник, рас­сказ.
Чем одно слово от­ли­ча­ет­ся от дру­гих?
В сло­вах рас­сказ, рас­са­да и рас­соль­ник по­след­няя буква при­став­ки и пер­вая буква корня оди­на­ко­вые.
Удво­ен­ные со­глас­ные на стыке при­став­ки и корня
В слове касса удво­ен­ные со­глас­ные в корне (см. Рис. 15).
 
Рис. 15
 
До­маш­нее за­да­ние
  1. Вы­би­рай­те из спра­воч­но­го бюро под­хо­дя­щие по смыс­лу слова и впи­сы­вай­те. По­ка­жи­те стро­е­ние од­но­ко­рен­ных слов.
    …де­воч­ка
    …торт
    …плат­ки
    …коты
    …бо­лезнь
    …пляж
    …обе­зья­ны
    …перья
    Спра­воч­ное бюро: глаз­ная, гла­за­стая; пе­соч­ный, пес­ча­ный; но­са­тые, но­со­вые; пу­хо­вые, пу­ши­стые.
  2. Про­чи­тай­те текст. Вы­пи­ши­те из тек­ста 4 слова к пер­вой схеме и два слова ко вто­рой схеме. Маль­чик пошёл на озеро рыбу ло­вить. Пер­вой пой­мал он го­лу­бую рыбку. Го­лу­бую, бле­стя­щую, с крас­ны­ми пё­рыш­ка­ми, с круг­лы­ми глаз­ка­ми. Глаз­ки как пу­гов­ки. А хво­стик у рыбки – со­всем как шёл­ко­вый: го­лу­бень­кий, то­нень­кий, зо­ло­тые во­лос­ки. (По Б. Жит­ко­ву)
  3. Вы­пи­ши­те из каж­до­го от­рыв­ка од­но­ко­рен­ные слова и раз­бе­ри­те их по со­ста­ву.
    1. Ветер, ве­те­рок, вет­ри­ще,
    Ты чего по свету ры­щешь? (Я Аким)
    2. Вот со­вуш­ка-со­ва –
    Боль­шая го­ло­ва,
    На де­ре­ве сидит,
    Го­ло­вуш­кой вер­тит.
    (На­род­ная пе­сен­ка)
    3. Гра­чи­ха го­во­рит грачу:
    «Сле­тай с гра­ча­та­ми к врачу,
    При­вив­ки де­лать им пора
    Для укреп­ле­ния пера!» (М. Бо­ро­диц­кая)
    4. Жил ста­рик со своею ста­ру­хой
    У са­мо­го си­не­го моря. (А. Пуш­кин)

Дополнительная литература:

  1. Т. В. Ко­реш­ко­ва  Те­сто­вые за­да­ния по рус­ско­му языку. 2, 3 класс: в 2-х ча­стях. – Смо­ленск: Ас­со­ци­а­ция XXI век, 2011.
  2. Т. В. Ко­реш­ко­ва По­тре­ни­руй­ся! Тет­радь для са­мо­сто­я­тель­ной ра­бо­ты по рус­ско­му языку для 2.3 кл.: в 2-х ча­стях. – Смо­ленск: Ас­со­ци­а­ция XXI век, 2011.
  3. Л.В. Ма­шев­ская, Л.В. Дан­биц­кая Твор­че­ские за­да­чи по рус­ско­му языку. – СПб.: КАРО, 2003.
  4. Г.Т. Дьяч­ко­ва Олим­пи­ад­ные за­да­ния по рус­ско­му язык.2, 3–4 клас­сы. – Вол­го­град: Учи­тель, 2008.
До­пол­ни­тель­ные ре­ко­мен­до­ван­ные ссыл­ки на ре­сур­сы сети Ин­тер­нет
  1. Ин­тер­нет-пор­тал School-collection.​edu.​ru (Ис­точ­ник).
  2. Ин­тер­нет-пор­тал Beginnerschool.​ru (Ис­точ­ник).
  3. Ин­тер­нет-пор­тал 7licei.​3dn.​ru (Ис­точ­ник).


http://beginnerschool.ru/russkiy-yazyik


Дополнительная информация по составу слов:

http://morphemeonline.ru/words-prefix-root-suffix-ending.html




 

Комментариев нет:

Отправить комментарий