пятница, 20 января 2017 г.


 матем. - стр. 51 № 6(б) № 7 . стр.53  в классе- стр.50, 51 № 5, 6(а)

русск.яз.- стр.29 упр.334   в классе- стр.27, 28

Тренируемся! Чтобы найти корень, нужно подобрать однокоренные слова!

http://1rrr.blogspot.ru/2014/12/blog-post_15.html


чтение- стр.16-21 (уч.)  стр. 21-23
  стр.20, 21 (т.)

Задания по русскому языку для понимания темы:

1. Выписать столбиками однокоренные слова. Выделить корень.
а) Сад, дубовый, ходить, дуб, садовый, ход, дубок, посадки, переход.
б) Гора, больница, боль, гористый, горная, болезнь.
в) Старость, ночь, старый, ночной, заночевать, стареть, старик.
2. Подобрать к словам жар, свет однокоренные слова, обозначающие признак предмета и действие предмета. Записать их.
3. Со словами грибной, гриб, грибники составить и записать предложения. В предложении должно быть имя мальчика и название деревни.
4. Записать однокоренные слова в строчку в следующем порядке: предмет, признак предмета, действие предмета.
ОБРАЗЕЦ: белила, белый, белить.
Весна, говор, зелень, морозец, вид, разговор, зеленеет, видный, говорливый, морозит, зелёныё, видеть, морозный, весенний.
5. Выписать из текста однокоренные слова.
6. Стихотворение “Родственные (однокоренные) слова”
Объяснить слова толково
Нам поможет корень слова.
Он поможет нам понять,
Как же слово написать.
Горка, горочка, пригорки.
Помогите – кА Егорке,
Как писать ему слова:
“На г...ре р...сла тр...ва?”.
7. Прочитайте. Найдите “лишнее” слово.
Водяной, вода, водичка, подводник, водитель.
Гора, горка, горный, горевать, пригорок, горец.
Река, речной, речь, речушка ,речник.
Купить, покупка, покупатель, купец, купальник, накупить.
Пар, запариться, парное (молоко), пара (обуви).
Маленький, малявка, маляр, малыш.
Гроза, грозный, гроздь, грозовой.
Конница, конник, подоконник, конюшня.
Лень, лентяй, лента, ленивец.
Чай, заварка, чайник, чайная.
Сухой, сухарь, сухость, сушить, жарить.
Сладость, сахар, сахарница, сахарный.
Озеро, озёрный, вода.
Булка, хлебница, хлеб, хлебный.
Моряк, рыбак, море.
Путь, дорога, путник.
Школьник, ученик, дошкольник.
Ученье, учебник, книга.
Соль, солонка, солома.
Береза, березка, дерево.
Дорога, дороженька, дорогой.
Лес, лесок, лестница.
Рыбка, рыбак, рыбачить.
8. Игра “Сделай гнездо слов”.
Играть можно и в одиночку, и друг с другом: соревноваться, у кого “гнездо” получится больше.
Правила игры:
Слова от одного корня. “живущие” в одном “гнезде”, могут принадлежать самым разным частям речи. Например: сад, садовый, посадить, садовник.
Надо собирать слова с самыми различными приставками и суффиксами.
В “гнезде” могут оказаться слова , в которых два корня (сложные слова).
9. Игра “Родственники”.
Участник игры раздаёт карточки. Затем показывает любое слово. Участники игры по очереди подставляют к нему родственные слова. Тот кто первым освободится от своих карточек, считается победителем.
СЛОВА ДЛЯ КАРТОЧЕК:
Вода, водный, водянистый, наводнение, водник, подводный.
Вождь, водить, провод, завод, подводить, вожжи.
Нос, переносица, носатый, долгоносик, носорог.
Несу, носитель, переносить, переносной, поднос, медоносный, носильщик.
Нож, ножевой, ножницы, ножны.
Нога, ножной, треножник, ножка, подножие, сороконожка.
Даю, передать, передач, передатчик, задачник, преподаватель.
Море, морской, моряк,
Память, запоминать, памятка, памятник, запоминание.
Кровь, кровяной, бескровный, обескровить.
10. Выдели корни в однокоренных словах.
Листопад, листопад, -
Листья жёлтые летят.
11. Являются ли выделенные слова однокоренными?
Деревенский старожилСад колхозный сторожил.А кругом луга, леса.Видит дед: бежит лиса.Он ружьё наизготовку
И убить решил плутовку.
12. Подбери 2-3 однокоренных слова.
голод - боль-
снег - свет-
13.Докажи, что данные слова являются родственными.
а) билетвагон
билетёр вагонетка
обилетить вагонный
безбилетный вагончик
билетный вагоновожатый
б) бинт гриб
бинтовать грибник
забинтовать грибной
перебинтовать грибница
в) чай брат
чайник братишка
чайный братский
чаепитие братство
г) работа валенки
работник валеночки
рабочий валять
работать валяные
д) лист гитара
листок гитарист
листовой гитарный
листопад гитаристка
14. Образуй от данных слов однокоренные слова, отвечающие на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ?
а) мир –
родина –
хлеб –
б) мука –
рожь –
холод –
15. Образуй от данных слов однокоренные слова, отвечающие на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ?
а)руль –
пыль –
белый –
б) мороз –
воз –
смех –
16. Образуй от данных слов однокоренные слова, отвечающие на вопрос КАК?
а)прямой –
громкий –
тихий –
быстрый –
б) смелый –
короткий –
кривой –
скорый –
17. Найди родственные слова. Выпиши их. Выдели корень.
1)  Нефтяники добывают нефть из нефтяной скважины.
2) Кислый вкус имеет травка кислица.
3) Рядом со страусом в загоне был страусёнок.
4) Луковый суп варят из репчатого лука.
5) Медлительный человек всё делает медленно.
6) Крепость укреплена со всех сторон.
7) Мудрец сам поступает мудро и учит мудрости других.
8) Весной все девчонки из нашего класса учатся играть в классики.
18. Выписать из текста родственные слова. Выделить корень.
1) Дикая утка вывела из осоки своих утят. Ярко светило солнце. Над водой цвела водяная кашка. Уточка нырнула в воду , а за ней вся семья.
2) Кругом пышно рос малинник. Сочные душистые ягодки малины быстро заполняли кузовок. Послышался шум. Около кустов шла медведица с медвежонком.
3) Встаёт заря во мгле холодной;
На нивах шум работ умолк;
С своей волчихою голодной
Выходит на дорогу волк.
4) Я люблю бродить по лесу. А сколько грибов в лесу! Душистые рыжики и опята давно ждут грибников. Вот и я под елью нашёл грибок. Да какой!
5) Снежинки родились в снежных облаках высоко над землёй. Они медленно спускались на землю. Красив хоровод из снежинок! А ты любишь первый снежок?


Карточка 1 (А)
Спиши предложения.
1) Всех радовала нежная зелень.2) Красив наш зеленый сад.3) Вдали зеленеет
молодой парк.
Надпиши, какой частью речи является каждое выделенное слово. Устно докажи это.
Карточка 2 (В)
Прочитай. Подумай, какой частью речи являются выделенные слова.
Если б мыло приходило
По утрам ко мне в кровать
И само меня бы мыло-
Хорошо бы это было!
Б. Заходер
Спиши выделенные слова. Рядом запиши вопрос, на который отвечают выделенные
слова. Укажи, какой частью речи они являются.
Карточка 3 (С)
Составь два предложения с данными словами. В первом предложении выделенное
слово сделай подлежащим, во втором - сказуемым.
1) Пила, на столе, лежала.
2) Пила, воду, лошадь.
Запиши предложения. В скобках к выделенным словам напиши вопрос, на который
они отвечают, и какой частью речи являются.
Карточка 4 (А)
Спиши предложения.
1) Горняки добывают золото.
2) Сестра купила золотое кольцо.
3) Солнце золотит верхушки деревьев.
Надпиши, какой частью речи является каждое выделенное слово. Устно поставь
вопросы.
Карточка 5 (В)
Подбери к данным словам однокоренные слова. Укажи, какой частью речи они
являются.
с. пр. гл.
Образец. Лень- ленивый, лениться.
Труд-
Боль-
Веселье-
Молодость-
Скука-
Старость-
Карточка 6 (С)
Прочитай.
В полях , не кошенных косой,
Все утро дождик шел косой.
Дочь грома- капля-егоза,
Кончая свой высотный путь,
Летела с круч, закрыв глаза,
В лицо земли боясь взглянуть.
Скользнув с небесного стекла,
В ладонь цветка она стекла.
Л. Кондырев
Спиши первое и последнее предложения. Укажи, какой частью речи являются
выделенные слова. Как проверить безударные гласные в этих словах? В скобках
напиши проверочное слово.
Карточка 7 (А)
Прочитай.
Ходил, береза, у читает, река, кричал, зимний, над, легкий, бумага, видит, чувство,
к, спит, пчела, с, через, белая, широкий, от, около, скользкий.
Выпиши слова в таком порядке:
Имена существительные : (кто? что?)… .
Имена прилагательные : ( какой? какая?)… .
Глаголы: ( что делает? что делал?) … .
Предлоги: … .
Карточка 8 (В)
Прочитай группы однокоренных слов. Напиши их в три столбика: имена
существительные,
имена прилагательные, глагол.
1) Молчание, молчать, молчаливый.
2) Осилить, сила, силовой.
3) Говорить. разговорчивый, разговор.
4) Белок, белить, белый.
5) Готовить, готовый, заготовитель.
Поставить ударение. Подчеркни безударные гласные в корне, проверяемые
ударением.
Карточка 9 (С)
Выпиши однокоренные слова в таком порядке: имена существительные,
имена прилагательные, глагол. Выдели корень.
Чистый, заболит, ласковый, ласка, пляшет, чистота, боль, плясовая ( музыка) ,
больной, вычистит, ласкает, пляска.
Карточка 10 (А)
К данным существительным подбери однокоренные прилагательные и глаголы.
Веселье-…., …. . Звон- …, … .
Боль- …, … . Крик- …, … .
Зелень-…, … . Краснота- …, … .
Выдели корень в каждом слове.
Карточка 11 (В)
Прочитай шуточные стихи. Спиши.
1) Хомяки раздули щеки. 2) Белка бегает с шестом,
Спят лентяи на припеке. Машет в воздухе хвостом.
3) Динго по бревну ходила- 4) Черепаха выжать штангу
Удивила крокодила. Помогла орангутангу
5) Мишка на велосипеде 6) Щука шьёт костюм купальный,
Мчится к финишу – к победе. Голубой, оригинальный.
Укажи части речи.
Карточка 12. (С)
Составь и напиши словосочетания с подходящим по смыслу словом из скобок.
Там, где нужно, изменяй слово.
Косой, покатый (крыша, дождь).
Крупный, огромный (зёрна, озёра).
Старый, пожилой (возраст, дом).
Мирный, спокойный (договор, море).
Нежный, мягкий (хлеб, песня).
Ценный, дорогой (гость, совет).
Из слов каких частей речи ты составил словосочетания ?
Карточка 13 (А)
Вставь подходящиё по смыслу существительные.
Пролетело жаркое ________ , пришла золотая _________ , выпал _________ ,
пришла ______ .
Подули холодные ________ . Ждали зимней одежды ________ , ________ и
_______
Стали ещё зеленее.
Карточка 14. (В)
Прочитай. Укажи части речи.
1) В морской тишине стрекотали сороки ( А.Гайдар).
2) Нарядилась и рябинка в белый праздничный наряд (Е. Трутнева).
3) Привольно шумят золотые поля ( В. Мальков).
4) Седые туманы плывут к облакам ( А. Пушкин).
 
Игры и упражнения по корреции устной и письменной речи учащихся. 1 блок: "Однокоренные слова".
1 БЛОК ИГР ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО УСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ ПОДБОРОМ ОДНОКОРЕННЫХ И РОДСТВЕННЫХ СЛОВ
 
 «Кто чужак?»
Прочитайте текст. Кто оказался чужаком? Докажите, что это так. Помогите ему найти своих родственников. Составьте список родственников воды и допишите тех, кто в гости не пришёл.
 
    Собрались у воды родственники. Подводник с водицей беседуют. Водолаз с водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с водорослями заигралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам водяной пожаловал. И все ждут старуху воду. Вышла мудрая вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему идти прочь в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где ему своих родственников искать?
  «Третий лишний».
Найдите неродственное слово. Обоснуйте свой выбор.
 
Морозный, холодный, мороз
Смелый, храбрый, смелость
Быстрый, быстрота, скорый
Радость, счастливый, радостный
Больной, больница, нездоровый
Желток, железо, жёлтый
Носильщик, нос, носатый
Часовщик, час, честь
Печурка, печать, печка
Циркуль, циркач, цирк
Мчаться, бегущий, мчащийся
Учить, изучать, зубрить
Сожаление, сочувствие, жалость
Сосна, дерево, деревянный
Левый, лев, налево
Дивный, диванный, удивлённый
Чесночный, честный, чеснок
Лес, лестница, лесничий
«Прогульщик».
Прочитайте стихотворение. Найдите в нём все родственные слова к слову прогульщик и выделите в нём корень.
 Шёл прогульщик на прогулку, шёл и песенку свистел.
Захотел прогульщик булку и баранку захотел.
Захотел он шоколадку, пососал бы леденцов…
Но прогуливал буфетчик и не видно продавцов.
И гулял киномеханик—не показывал кино.
Футболисты и артисты прогуляли заодно…
И обиделся прогульщик! И прогульщик не смолчал!
И прогульщикам прогульщик «Вы—прогульщики!» - кричал.
Лото однокоренных слов.
Логопед называет корни слов (по маленьким карточкам). Дети закрывают слова с этими корнями фишками. Пока кто-то не закроет все 6 слов. Выигравший читает все свои слова, называя корень. Остальные—слова с этим же корнем. Запись слов. Составление предложений со словами на карточке.
Маленькие карточки: гор, друг, сед, сад, вод, земл, позд, лов, бег, кач, свист, говор, зим, чист, лес, берез, снег, свет, воз, гроз, желт, сторож, мороз, зелен, пестр, бел, холод, черн, близ, цвет, долет, рыб, груз, езд, кук, вяз, сказ, низ, лет, стрел.
 
Карточка 1                        карточка 2                              карточка 3
Рассказ                              домишко                                заморозить
Опоздание                        связать                                    зеленеть
Морозный                         ловить                                    беготня
Возить                               дружный                                 выбелить
Зимовка                             зачистить                               пригорок
Кататься                            похолодание                          берёза
 
Карточка 4                         карточка 5                             карточка 6
Отъезд                                связка                                    вычернить
Близость                             позеленеть                            берёзка
Улетать                               пересадить                            очистка
Грузовой                            снежок                                   близкий
Убегать                              цветочный                             цветок
Садовник                           зимовщик                               поездка
 
Карточка 7                         карточка 8                             карточка 9
Горец                                  желтизна                               забег
Купить                                пересказ                                наводнение
Цветник                              седоватый                              зимний
Сторожевой                        садовый                                 говорить
Перелесок                           чистый                                   зеленеющий
Беловатый                           отвозить                                дружба
  «За кем последнее слово?»
Игра учит образовывать слово от данного корня и находить корень в родственных словах. Один из участников игры называет слово. Второй называет другое слово с этим же корнем. Выигрывает тот, кто последним назовёт слово с данным корнем.
              «Кто больше?»
Играют две команды. Первая команда предлагает корень. Игроки второй команды называют родственные слова. Каждый за правильно подобранное слово получает фишку. Но игроки первой команды могут продолжить перечень родственных слов, за что тоже получают фишки. Потом команды меняются ролями. Выигрывает та команда, которая больше соберёт фишек.
      «Найди однокоренные слова».
Внимательно прочитайте слова. Найдите в каждой строчке два однокоренных слова. Выпишите их, обозначьте корень.
 Скорость, сколько, скорлупа, скорый, скобки
Коробка, короткий, кормить, коротышка, коричневый
Весло, весенний, весёлый, весело, весовщик
Бродить, броневик, бросок, бродяга, брошка
        «Какое слово лишнее?»
Сравните и докажите какое слово лишнее. Почему? Составьте предложения с «лишними» словами.
 Сыр, сырник, сырость, сырный
Соль, солонка, солист, солить
Горе, горный, горка, горняк, гора
Пол, поле, половник, половичок
          «Где корень обозначен неправильно?»
Внимательно прочитайте слова. Определите, в каких словах корень обозначен неправильно. Спишите слова, обозначьте корень правильно.
Близкий, пригорок, веселить, полёт, постарел, крепость, раскидал, забежал, часовой.
         «Подбери слово к схеме».
Прочитайте однокоренные слова. Напишите их в порядке схем. К каждой схеме подберите по одному слову с любым корнем такого же состава.
Подводник, водный, водица, подводная (лодка)
   «Группировка слов».
У каждого ученика в конверте карточки со словами:
Вода, водичка, наводнение, водный, водяной, водянистый;
Земля, земляной, заземление, землица, подземелье, земляника;
Свет, светить, светло, светлый, рассвет—в произвольном порядке.
  По сигналу ученики достают из конвертов карточки и группируют из в три столбика. Кто первым правильно разложит слова, тот и считается победителем.
 «Путешествие по родственным словам».
У каждого ученика карточки со словами. Слова: снег, звон, сад, цвет написаны в прямоугольниках различного цвета. У каждого ученика набор покрышек, по четыре покрышки одного цвета (соответственно цветам прямоугольников). Ученики раскладывают на парте покрышки и читают слова на своих карточках. После этого по сигналу они должны закрыть родственные слова покрышками одного цвета. Кто первый правильно выполнит задание, тот считается победителем.
Карточка 1             карточка 2             карточка 3               карточка 4
Цветик                   рассада                   цветёт                      звонок
Звонкий                 садовник                снежок                     посадить
Снеговик               цветной                  цветок                      снегурочка
Садик                     звонить                  снежинка                 звоночек
        «Лото».
Отдельные карточки для ведущего со словами: вода, дом, лёд, солнце, рука, стол, стул, сад, груз, рыба, ветер.
Карты лото (по одной у каждого учащегося) со словами: водичка, домашний, ледник, солнечно, ручища, стульчик, настольный, садик, грузчик, рыбёшка, ветреный, водный, домик, ледяной, солнышко, ручной, стулья, столовая, садовник, грузовик, рыбный, ветрище, водянистый, дома, обледенелый, нарукавники, столик, посадка, грузить, рыбак, ветерок, наводнение, посадить, грузный, подсолнух, ручка, подводник, домище, рыбка, безветренная, ледок, застолье, погрузился, рыбища, нагрузить, приручить, водица, засадить—взятыми в различных сочетаниях по три слова на каждой карточке; по три фишки у каждого ученика.
      Ведущий берёт карточку и читает слово. Играющие ищут родственные слова на своих картах лото. Кто нашёл, поднимает руку, и ведущий всех спрашивает. Правильно названное родственное слово учащиеся закрывают фишкой. Далее ведущий читает слово на другой карточке. Кто первым закроет все слова на своей карте, тот считается победителем. Победителю предоставляется право в следующей игре быть ведущим.
    «В гости к родственникам».
Карточки с главным словом гнезда родственных слов для ведущих. Маленькие карточки с родственными словами трёх групп.
Выбираются трое водящих, которые берут себе одну из трёх больших карточек. Остальные получают маленькие карточки с родственными словами трёх групп. Водящие называют свои слова и объявляют, что они дут к себе в гости родственников. По команде ученики собираются вокруг водящих и объясняют, почему они приходятся им родственниками. Выигравшей считается та группа гостей во главе с хозяином, которая быстрее других собралась и правильно доказала свои родственные связи.      
       «Превращение слов».
Карточки со словами: лист, лес, зуб. Логопед прикрепляет к доске карточку и предлагает учащимся превратить короткое слово в длинное. Выигрывает тот, кто назвал самое длинное слово. Для удобства сравнения слова записываются на доске.
     «Горка».
У каждого ученика табличка типа:
Л
 
Ы
Ж
 
 
Л
        
Ы
Ж
 
 
 
Л
 
Ы
Ж
 
 
 
 
Л
 
Ы
Ж
 
 
 
 
 Логопед говорит: «В воскресенье дети решили покататься с горки на лыжах. Но оказалось, что забраться на эту горку и прокатиться с неё может только тот, кто впишет недостающие буквы в пустые клетки, чтобы получились родственные слова. Начало, которое является для всех видов общим, указано, надо найти лишь конец». Ученики заполняют пустые клетки в своих таблицах. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справился со своим заданием.
 
 «Как зовут их детёнышей?»
Картинки с изображением утки, грача, галки, совы, курицы, лисы, волка, коровы, свиньи, собаки, скворца, лошади, лягушки, козы.
Ученики называют животных, изображённых на картинках, и их детёнышей и объясняют, являются ли слова, обозначающие названия животного и его детёныша, родственными или нет. Ученик, правильно назвавший детёныша и доказавший отсутствие родственности слов каждой пары, получает одну или две фишки.                       
     «Полминутки для шутки».
Развитие умения выделить на слух родственные слова.
У каждого ученика по нескольку фишек. Логопед выразительно читает стихотворение. Затем читает его снова, уже медленно, а учащиеся откладывают фишку каждый раз, как услышат родственное слово, стараясь запомнить его. Далее подсчитывается количество фишек у каждого игрока и определяется предположительное число родственных слов в стихотворении. Слова называются и записываются на доске и в тетради. Текст читается вновь, выявляется истинное количество слов, дописываются пропущенные. Выигрывает тот, у кого число отложенных фишек оказывается ближе всего к действительному количеству родственных слов в стихотворении и кто лучше всех их запомнил.
 Поплясали по снегам снежные метели.
Снегири снеговикам песню просвистели.
У заснеженной реки в снежном переулке
Звонко носятся снежки, режут лёд
 
 
 
 
 
 
  
 
 
.
 
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий