вторник, 27 февраля 2018 г.






Паустовский К.  «Заячьи   лапы»

Читаем. отвечаем на вопросы.

панкрот
тнеицап
мергле
акту
раниретев
уитнс
- Здесь спрятались слова из рассказа, найдите их
Слова читаются наоборот и на экране появляются слова
Пациент
ветеринар
2) - Что было задано на дом?
 выразительно читать рассказ и  продумать ответ на вопрос о том, какие факты свидетельствуют о том, что последовательность событий в рассказе нарушена?
2) Словарная работа
- Так как произведение  было написано давно, в нем много старинных слов, которые требуют объяснения.  Давайте вспомним их значения.

кроссворд по литературному чтению
По вертикали:
1. Знахарь, лечащий лошадей ( коновал )
2. Длинная палка (посох )
По горизонтали:
2. Сухой горячий ветер ( суховей )
3. Очки без дужек, укреплённые на переносице ( пенсне )
4. Обмотки, портянки ( онучи )
5. Озорной мальчишка.(оголец )

 3) На прошлом уроке мы с вами читали рассказ, делили его на части и составили план. слайд. Слайд№17-18
1. Пожар в лесу.
2. Ваня идет к ветеринару.
3. Бабка Анисья дает совет.
4. В поисках Карла Петровича.
5. Я всю жизнь детей лечил,
а не зайцев.
6. Заячья и дедова слава.
7.  В гостях у деда Лариона
- Какое из этих событий в действительности произошло первым? Пожар в лесу.
 Найдите в тексте слова, которые указывают на то, что лесной пожар - это стихийное бедствие и его трудно остановить.(выборочное чтение)
Автор нас предупреждает, что природа не всегда бывает спокойной и мирной. В этом рассказе пожар – страшное стихийное бедствие, которое трудно остановить. Лесной пожар уничтожает растения, портит почву, угрожает жизни животных и даже людей. Вот почему очень важно осторожно обращаться в лесу с огнем.
 4. Работа с произведением
Назовите действующих лиц рассказа.
 Сегодня на уроке мы будем составлять словесный портрет героев рассказа . (слайд №21)
7. Работа в группах. Дифференцированная.
1 группа
1)-  Прочитайте отрывок рассказа о встрече Вани с ветеринаром.
 К ветеринару в наше село пришел с Урженского озера Ваня Малявин и принес завернутого в рваную ватную куртку маленького теплого зайца. Заяц плакал и часто моргал красными от слез глазами...
- Ты что, одурел? - крикнул ветеринар. - Скоро будешь ко мне мышей таскать, оголец!
- А вы не лайтесь, это заяц особенный, - хриплым шепотом сказал Ваня. Его дед прислал, велел лечить.
- От чего лечить-то?
- Лапы у него пожженные.
Ветеринар повернул Ваню лицом к двери, толкнул в спину и прикрикнул вслед:
- Валяй, валяй! Не умею я их лечить. Зажарь его с луком - деду будет закуска.
- Что можно сказать о ветеринаре? Охарактеризуйте его.
 (Ветеринар равнодушный, злой, невоспитанный, жестокий, грубо кричит) 
2 группа
1)Прочитайте отрывок и ответьте на вопросы
 Ваня ничего не ответил. Он вышел в сени, заморгал глазами, потянул носом и уткнулся в бревенчатую стену. По стене потекли слезы. Заяц тихо дрожал под засаленной курткой.
- Ты чего, малый? - спросила Ваню жалостливая бабка Анисья; она привела к ветеринару свою единственную козу.- Чего вы, сердешные, вдвоем слезы льете? Ай случилось что?
- Пожженный он, дедушкин заяц, - сказал тихо Ваня. - На лесном пожаре лапы себе пожег, бегать не может. Вот-вот, гляди, умреть.
- Не умреть, малый, - прошамкала Анисья. -- Скажи дедушке своему, ежели большая у него охота зайца выходить, пущай несет его в город к Карлу Петровичу.
2)- Кто помог добрым словом?  (бабка Анисья)
-Что можете сказать о ней? Охарактеризуйте ее.
(Бабка Анисья  жалостливая, любопытная, душевная, добрая. Речь её напевная, она шамкает)
3 группа 

1)- Прочитайте о том, как Ваня бежит с больным зайцем.
Ваня вытер слезы и пошел лесами домой, на Урженское озеро. Он не шел, а бежал босиком по горячей песчаной дороге. Недавний лесной пожар прошел стороной на север около самого озера. Пахло гарью и сухой гвоздикой. Она большими островами росла на полянах.
Заяц стонал.
Ваня нашел по дороге пушистые, покрытые серебряными мягкими волосами листья, вырвал их, положил под сосенку и развернул зайца. Заяц посмотрел на листья, уткнулся в них головой и затих.
- Ты чего, серый? - тихо спросил Ваня. - Ты бы поел.
Заяц молчал.
- Ты бы поел, - повторил Ваня, и голос его задрожал. - Может, пить хочешь?
Заяц повел рваным ухом и закрыл глаза.
Ваня взял его на руки и побежал напрямик через лес - надо было поскорее дать зайцу напиться из озера.
2)- Каким вы представляете Ваню?
Охарактеризуйте его.
Проверка  слайд
(Ваня беспокойный, выносливый, упорный, заботливый, старательный, шустрый, очень добрый)
Речь: волнуясь шепчет
4 группа     1)Прочитайте и обсудите  диалог аптекаря с дедом.
 Долго спрашивали прохожих про Карла Петровича, но никто толком ничего не ответил. Зашли в аптеку. Толстый старый человек в пенсне и в коротком белом халате сердито пожал плечами и сказал:
- Это мне нравится! Довольно странный вопрос! Карл Петрович Корш специалист по детским болезням -- уже три года как перестал принимать пациентов. Зачем он вам?
Дед, заикаясь от уважения к аптекарю и от робости, рассказал про зайца.
- Это мне нравится! -сказал аптекарь. -- Интересные пациенты завелись в нашем городе. Это мне замечательно нравится!
Он нервно снял пенсне, протер, снова нацепил на нос и уставился на деда. Дед молчал и топтался на месте. Аптекарь тоже молчал. Молчание становилось тягостным.
- Почтовая улица, три! - вдруг в сердцах крикнул аптекарь и захлопнул какую-то растрепанную толстую книгу. - Три!
2) Скажите, что собой представляет аптекарь?  Охарактеризуйте его.
Проверка 
(Аптекарь нервный, сердитый, строгий, раздраженный, но добрый. Говорит сердито)
5 группа  - Прочитайте  разговор деда с Карлом Петровичем
Карл Петрович играл на рояле нечто печальное и мелодичное, когда в окне появилась растрепанная борода деда.
Через минуту Карл Петрович уже сердился.
- Я не ветеринар, - сказал он и захлопнул крышку рояля. Тотчас же в лугах проворчал гром. - Я всю жизнь лечил детей, а не зайцев.
- Что ребенок, что заяц - все одно, - упрямо пробормотал дед. - Все одно! Полечи, яви милость! Ветеринару нашему такие дела неподсудны. Он у нас коновал. Этот заяц, можно сказать, спаситель мой: я ему жизнью обязан, благодарность оказывать должен, а ты говоришь - бросить!
Еще через минуту Карл Петрович - старик с седыми взъерошенными бровями, - волнуясь, слушал спотыкающийся рассказ деда.
Карл Петрович в конце концов согласился лечить зайца. На следующее утро дед ушел на озеро, а Ваню оставил у Карла Петровича ходить за зайцем.
Охарактеризуйте его.
Проверка 
(Доктор Карл Петрович интеллигентный, образованный, строгий, добрый. Разговаривает строго.)
6 группа - Прочитайте, какой рассказ поведал доктору дед Ларион?
Через минуту Карл Петрович уже сердился.
- Я не ветеринар, - сказал он и захлопнул крышку рояля. Тотчас же в лугах проворчал гром. - Я всю жизнь лечил детей, а не зайцев.
- Что ребенок, что заяц - все одно, - упрямо пробормотал дед. - Все одно! Полечи, яви милость! Ветеринару нашему такие дела неподсудны. Он у нас коновал. Этот заяц, можно сказать, спаситель мой: я ему жизнью обязан, благодарность оказывать должен, а ты говоришь - бросить!
Еще через минуту Карл Петрович - старик с седыми взъерошенными бровями, - волнуясь, слушал спотыкающийся рассказ деда.
 - Охарактеризуйте деда. Каким вы его представляете?
Проверка 
(Дед Ларион отзывчивый, робкий, добрый. Речь: упрямо бормочет)
Синквейн .
Заяц.
8.Ребята, подведём итог нашего обсуждения героев.
- О чём же этот рассказ? О зайце ли он?
Обобщить ответы детей.
О людской доброте и отзывчивости, о способности человека откликаться на чужую боль. Больной заяц - в центре событий, а каждый персонаж проходит проверку на доброту и человечность. Кто-то сдаёт этот экзамен, а кто-то нет!
Но! Добрых и отзывчивых людей в рассказе гораздо больше, чем плохих. Благодаря им зайца спасают!
 - Как автор относится к людям, о которых он рассказывает?
 (Автор небезразличен к участникам истории, о которой он повествует: осуждает поведение ветеринара, разделяет жалость бабки Анисьи к Ване и зайчонку.)
- А вы бы помогли Ване и дедушке спасти зайца?
- Почему же писатель нарушил последовательность событий в рассказе? (Чтобы подчеркнуть самый напряженный эпизод в рассказе, оставить впечатление от гуманного отношения человека к животным)
- Зачем же Паустовский рассказывает нам эту историю о зайце? (Чтобы вызвать желание бережно и заботливо относиться к животным.)

Ранжирование ( упорядочивание чего-либо ):

 1.- Какое из этих событий в действительности

произошло первым?

Пожар в лесу.

Ваня идет к ветеринару.

Бабка Анисья дает совет.

В поисках Карла Петровича.

Я всю жизнь детей лечил, а не зайцев.

Заячья и дедова слава.

В гостях у деда Лариона.

2. Как автор относится к людям, о которых он рассказывает?



3. А вы бы помогли Ване и дедушке спасти зайца?




4. Почему же писатель нарушил последовательность событий в рассказе?

 

5. Зачем же Паустовский рассказывает нам эту историю о зайце?

 

6. Какова его главная мысль?

 

7. Составьте синквейн о любом герое.

Составление портретных характеристик

Дед Ларион:
  • отзывчивый;
  • робкий;
  • добрый;
  • заботится о зайце.
Ваня Малявин:
  • упорный;
  • заботливый;
  • старательный;
  • шустрый;
  • очень добрый;
  • отзывчивый.
Бабка Анисья:
  • любопытная;
  • жалостливая;
  • душевная;
  • Добрая.
 
Ветеринар:
  • злой;
  • невоспитанный;
  • равнодушный;
  • жестокий;
  • грубый
Аптекарь:
  • нервный;
  • сердитый;
  • раздражённый, но добрый;
  • помогает найти доктора.
 
Доктор Карл Петрович:
  • интеллигентный;
  • образованный;
  • строгий;
  • добрый;
  • помогает вылечить зайца;
  • проявляет сострадание и милосердие.

 

1 группа

1)- Прочитайте отрывок рассказа о встрече Вани с ветеринаром.

- Что можно сказать о ветеринаре? Охарактеризуйте его.

2 группа

1)Прочитайте отрывок и ответьте на вопросы

2)- Кто помог добрым словом? (бабка Анисья)

-Что можете сказать о ней? Охарактеризуйте её.

3 группа

1)- Прочитайте о том, как Ваня бежит с больным зайцем.

2)- Каким вы представляете Ваню?

Охарактеризуйте его.

4 группа

1)Прочитайте и обсудите диалог аптекаря с дедом.

2) Скажите, что собой представляет аптекарь? Охарактеризуйте его.

 

5 группа - Прочитайте разговор деда с Карлом Петровичем

- Охарактеризуйте деда. Каким вы его представляете?

 

Рассказ о людской доброте и отзывчивости, о способности человека откликаться на чужую боль, умении видеть и понимать, анализировать свои и чужие  поступки.  Автор рассказал нам о разных людях, характер которых раскрывается через готовность помочь зайцу.

 

Правила построения синквейна

  • Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.
  • Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.
  • В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.
  • Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.
  • Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.
  •  

·         Свет

·         Ответьте, используя прилагательные, какой он? Яркий, теплый

·         Расскажите, используя глаголы, что он делает? Горит, озаряет, мерцает.

·         Составьте предложение или словосочетание, которое выражает отношение к теме, и является своеобразным выводом. Необходим людям.

·         Подведите итог, выразив его одним словом. Сияние.

Весна
Теплая, яркая
Расцветает, зеленеет, радует.
Природа просыпается.
Здорово!

 

Мимолетное, замирающее
Бежит, останавливается, лечит
Потрясающее явление
Жизнь.

Составить синквейн про любимое произведение.

Можно предложить детям написать синквейн про солнце.

Синквейн — это анализ и синтез информации, игра слова. Это поэзия, которая способствует творческому саморазвитию и красивому выражению своих мыслей. Это способ написания оригинальных и красивых стихотворений. Именно поэтому синквейн, как метод обучения, приобретает все большую популярность и все чаще применяется в образовательном процессе.

Солнце
Яркое, далекое
Согревает, светит, радует нас.
Я люблю солнце.
Животворящая звезда


. Нина
Умна и смела.
Путешествует, дружит, побеждает.
Восхищаюсь я ей.
Речь идет о книге «Девочка шестой луны» Муни Витчер.

Синквейн на слово "Толерантность":
1. Принятие
2. Терпеливое, уважительное
3. Поддерживать, принимать, доверять
4. Способность устанавливать и сохранять общность с людьми, отличающимися от нас
5. Понимание



1.    Математика.

2.    Познавательная, великая.

3.    Открывает, развивает, учит мыслить.

4.    Думать, решать - много знать.

5.    Царица наук.  

1   Математика.

2.    Сложная, занимательная.

3.    Считать, думать, мыслить.

4.    Гимнастика для ума.

5.    Арифметика.

  

1.Дружба.

2. Честная, крепкая.

   3. Поддерживать, понимать, помогать.

4. Друзья познаются в беде.

5. Доверие.  

 

1.Книга.

2. Мудрая, полезная.

3. Читаем, узнаем, размышляем.

4. Книга- мой друг.

5. Учитель.

Салют

Блистательный, разноцветный.
Стреляет, сверкает, грохочет.
Это символ радости и победы.
Мир.





http://ped-kopilka.ru/blogs/nadezhda-nikolaevna-barteneva/sinkvein-yefektivnyi-pri-m-tehnologi-razvitija-kriticheskogo-myshlenija.html


 https://yandex.ru/images/search?text=%D1%81%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B2%D0%B5%D0%B9%D0%BD%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%8B&img_url=https%3A%2F%2Fds03.infourok.ru%2Fuploads%2Fex%2F0b4e%2F00013045-38ada72a%2Fimg21.jpg&pos=1&rpt=simage&lr=213&family=yes

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий